ГБДОУ Детский сад №44

Тема: «Воспитание трудолюбия у дошкольников»

Автор: Ажищева Т.Е.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития.Но родители и воспитатели испытывают трудности в том, чтобы видеть воспитание как совместное, как результат сотрудничества.

Потребность в продуктивном сотрудничестве – не просто модный лозунг, а, в первую очередь, насущная необходимость, ведь проблем достаточно как у родителей, так и у педагогов. К большому сожалению, уходят в прошлое чтение в слух, обсуждение прочитанного, семейные традиции, вечерние прогулки или отдых всей семьей. Это приводит к психологической напряженности и конфликтам внутри семейных отношений. Родители испытывают трудности в воспитании детей. Педагоги, не знающие условий семейного воспитания, механически переносят содержание, методы воздействия на детей в детском саду на условия семьи.

Значительная часть педагогов не стремится (и даже опасается) привлекать родителей к образовательному процессу, использовать воспитательный потенциал семьи. Общение с родителями часто носит формальный характер, строится по ситуативным и организационным поводам. Это приводит к тому, что воспитатели и родители часто недовольны общением друг с другом.

Оптимизация взаимодействия ДОО с семьей в современных условиях ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие его личностного потенциала, а детский сад становится постредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения, в частности через организацию единого образовательного пространства для детей в семье и ДОО при помощи совместной деятельности детей и родителей.

Если жизнь в детском саду интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с родителями и другими членами семьи. Например, в группе ведется подготовка к неделе театра или другим мероприятиям. Дети придумывают название спектакля, учатся играть, распределяют роли и обязанности, придумывают сценки, рифмованные поздравления, оформляют афишу и т.д. при этом они обращаются за помощью к родным, потому что эта часть общего дела становится действительно важной и значимой для ребенка. И, как правило, обязательно кто-то из членов семьи расспросит педагога о предстоящих делах, предложит свою помощь.

Родители, вовлекаемые в «живое» общение, общее дело, начинают буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком – не только словесного, но и эмоционального. Из «зрителей» они превращаются в активных участников, вовлекаются в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании. Они приобретают неоценимый опыт педагогического сотрудничества не только со своим ребенком, но и с педагогами и другими родителями.

Сегодня педагоги ДОО должны выступать не только как воспитатели детей, но и как партнеры родителей по воспитанию. В связи с этим особенно актуальной становится проблема вовлечения родителей в планирование и организацию развивающего обучения в процесс оценивания и прогнозирования развития своего ребенка. Поэтому основная цель взаимодействия ДОО с семьей на основе проекта – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Одним из принципов процесса взаимодействия детского сада и родителей выступает дифференцируемый подход, подразумевающий учет социального статуса семьи, ее микроклимата, воспитательного потенциала, родительских запросов и интересов и т.п.

Как правило, в рамках реализации обще-групповых проектов, опытные педагоги учитывают своеобразие условий жизни каждой семьи, возраст родителей, уровень подготовленности в вопросах воспитания и развития детей, личностные качества членов семьи, что приводит к взаимной удовлетворенности взаимодействием.

Важный аспект конструктивного сотрудничества – создание условий для самореализации всех участников образовательного процесса и, что особенно важно, родителей и других членов семьи.