ГБДОУ Детский сад №44

Серова Нина Васильевна – воспитатель.

г. Серпухов МДОУ центр развития ребенка детский сад 34 «Звездочка».

Евсеева Екатерина Юрьевна - воспитатель.

г. Серпухов МДОУ центр развития ребенка детский сад 34 «Звездочка».

Доклад на тему: «Красавица зима дарит нам свою красоту».

Так как период дошкольного детства признается как самоценный, один из важнейших этапов в развитии, становлении личности и индивидуальности человека. Наша задача создать условия для самоактуализации развивающейся личности, как в настоящем, так и в будущем. Интересные игры и развлечения помогают детям больше узнать интересного, нового. Мы,  воспитатели, поставили для себя задачу содействовать  интересу детей объектам природы. Упрочнять представления детей о деревьях, учить рассматривать и наблюдать за птицами. Отличать их признаки. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить видеть красоту родной природы, замечать её изменения.

Вот наступила долгожданная зимняя пора. Как радует нас она своим зимним пейзажем, красотой природных явлений. Астрономы началом зимы считают 22 декабря. Это один из дней зимнего солнцестояния. «Солнце на лето – зима на мороз». «Январь – зиме середина, вершина стужи». «Февраль придет, все кругом занесет» - так характеризуют зиму русские пословицы.

Много снега намело, ни проехать, ни пройти.  Холодно и голодно зимой птицам.

В эту трудную для них пору на участке детского сада надо устанавливать кормушки и привлечь детей к кормлению птиц, понаблюдать за ними. На территории детского сада развешивают скворечники. В них гнездятся в основном птицы, питающиеся различными вредными насекомыми,  их личинками, куколками и яйцами. Привлечение этих птиц приносит большую пользу в борьбе с вредителями садов, огородов, лесов. Многие птицы в зимнюю бескормицу обитают около жилья человека. Чтобы привлечь в синичники больше синиц и других птиц, необходимо зимой организовывать их подкормку.

В снегопад, гололедицу и в мороз синицы питаются только теми кормами, которые находят в оборудованных для них кормушках. А в погожие дни, они кормятся насекомыми, в том числе, вредными для человека.

Кормушки для птиц могут быть различной формы. Очень удобно самоподсыпающая кормушка. В такую кормушку можно засыпать корм сразу на неделю или больше. В такой кормушке корм хорошо защищен от дождя и снега.

Для кормления птиц можно сделать кормушку из пакета от молока или жестяной банки, от фруктового сока.

Чем же можно подкармливать птиц? Очень любят птицы семена подсолнуха, конопляное семя, овсяную крупу «Геркулес». Для больших птиц с осени можно запасать семена арбуза, дыни, и тыквы. Синицы предпочитают сырое или вареное мясо. Очень любят сало, но не солёное.

Для кормления воробьев, пригодны мучнистые корма, крошки или размоченные остатки белого хлеба, просо. Воробьи довольно быстро привыкают к салу, находящемуся на кормушках для синиц. Зимняя подкормка птиц, приучение их к определенному месту, и наблюдение за ними доставляют детям и взрослым, любящим природу, большое удовольствие.

На участке дети могут подолгу наблюдать за птицами. Вот, воробьи стаями слетаются туда, где насыпаны крошки и зерна. Зимой нас постоянно посещают вороны. В поисках пищи приближаются к жилью людей синицы, щеглы, снегири.

 

Синицы – очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются.

Синицы проверят каждую щель на ветках деревьев, чтобы вытащить оттуда своим острым клювом запрятавшихся на зиму насекомых, их личинки. А когда выглянет солнышко, то здесь все рады. И детвора, и птицы радуются солнышку, греются. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются на солнышке в снегу. Таким путем они избавляются от насекомых.

Где ты, солнце, в самом деле!
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла,
Выйди, солнышко, скорей,
Приласкай и обогрей.

Нашим детям нравится ухаживать за птицами. Теперь уже они сами выносят корм. Напоминают взрослым собирать в пакет остатки хлеба, сыра. Такое желание проявлять заботу со временем становится чертой характера человека. Во время кормления, рассматриваем и уточняем расцветку перьев отдельных птиц, характерные их движения. Воробьи прыгают, скачут, много летают. Голубь ходит, кивает головой. Ворона ходит важно, не спеша, подпрыгивает.

Ворона снега съела,
Ангиной заболела!
Хочет крикнуть – да никак,
Снег не будешь есть.

Семена на деревьях привлекают птиц. Птицы слетаются на березу, рябину целыми стаями.

На проемах обращаем внимание детей на зимующих птиц. Рассказываем, что им холодно, нет мошек, червячков. Только люди могут помочь покормить их.

«Здравствуйте, птички – невелички! Вы пожаловали к нам в гости? Сейчас мы вас прокатим!» «Кто самый храбрый? Кто первым прилетел?»

Дети наперебой рассказывают о птицах. Замечают их повадки. Прислушиваются к их крику, гаму.

Птицы пугливые. Чуть что – вспорхнут и улетят. «Не бойтесь нас, мы вас не обидим. Мы добрые люди. Скажите им так, ребята».

А вот и шум, гам начался – это воробьи из-за крошек подрались. Какие драчуны! Расшумелись и улетели. По следам птиц,  можно определить, какие птицы прилетают на наш участок.  Маленькие следы – значит, были воробьи, большие – вороны, галки. Дети любят играть, имитировать движения птиц, подражать их голосам. «Птички  полетели,на веточку сели».Игра «Птицы» детям очень нравится.

Правило игры: играющие изображают птиц и имеют по «гнезду» (обруч, лежащий  на полу). Но один из играющих – «кукушка» гнезда не имеет. По сигналу взрослого: «Кыш, полетели!» - птицы вылетают из гнезда и летают вокруг, «кукушка» - вместе с ними. По сигналу «Домой» - все, включая «кукушку», бегут и занимают любое место. Оставшийся без гнезда становится «кукушкой».

В играх закрепляются знания детей об особенностях птиц и их повадках: «Воробышки и автомобиль», «Птички и дождик», «Ворона и собачка". Малыши любят подражать голосам птиц: «чик-чирик», «кар-кар».

На суку сижу,
«Кар! Кар!» - кричу.
«Чик-чирик!»
С ветки прыг.
Клюй, не робей.
Кто это?

Дети отвечают, кто чирикает, кто гулит, кто каркает.

Во время наблюдения за птицами, мы обращаем внимание детей на те деревья, куда прилетают птицы. Их отличительные особенности: высокое, ветки толстые, листьев нет. Можно потрогать ствол. У одних  деревьев он тонкий, его можно обхватить руками, а у других – толстый. Можно только вдвоем, взявшись за руки, обхватить его руками. Такое дерево дуб. Дуб высокий, дерево-великан, могучий богатырь. Налетит ветер, закачает деревья, а дуб стоит, не шелохнется.

В другой раз, останавливаясь около березы, дети сами отмечают: береза высокая, ствол тонкий, белый. Дети проводят руками по стволу. А у дуба, какой ствол? Шероховатый, не гладкий. Можно обнять березку - голубушку, погладить ее. Сказать ей: «Березка-белоствольная. Расти милая березонька, радуй добрых людей». Кора березки лечебная. Она исцеляет людей. Можно вокруг березки завести хоровод «Ай, да березка». Про березу писателями и композиторами написано много стихов, потешек, песенок. Береза – этосимвол нашей Родины. Про нее говорят с любовью и нежностью. Про нее поют песни. Дети вспоминают песенки и читают стихи.

И уж самое любимое дерево для малышей – это елка. Как с нетерпением ждут и взрослые, и дети самый веселый и радостный праздник – это Новый год. Чтобы потрогать ее пушистые ветки. Нарядить елочку игрушками, украсить шарами, бусами, разноцветными гирляндами. В новогодние праздники вокруг елки собирается много детворы. Они с удовольствием рассматривают украшенную елку.Играют возле нее, веселятся, водят хороводы.

Особенно красива елка на фоне снежного покрова. Ярко выделяется зелень ее иголок. «Елочка – красавица. Детям очень нравится». Дети любят дотрагиваться до веточек. Им доставляет удовольствие еще и еще раз убедиться, что иголочки колючие. А какое счастье прочитать под елочкой стихи. Дети их столько знают, что и не сосчитать.

Ребята помогают зимушке-зиме заботиться о елочке, укутывать снежком ее пушистые лапы. С удовольствием поют «В лесу родилась елочка».

Доброе, разумное, бережное отношение  к окружающему миру не появляется само по себе – его надо формировать, воспитывать.

Дети смотрят на нас – как мы относимся к тому или иному предмету, объекту, событию. Отношению к природе они учатся у нас. Мы – часть природы. И если мы уважаем себя и заботимся о себе, то необходимо уважать природу и заботиться о ней. У человека больше обязанностей перед природой, чем прав.

Любите природу искренне,проникнитесь к ней настоящими и глубокими чувствами. Такое отношение несите к детям.