ГБДОУ Детский сад №44

Сказка нужна всем: и большим и маленьким. Она помогает нам понять других, самих себя, своих детей.

                       Если сказка рядом, то ребенок:

- с радостью и без капризов укладывается спать,

- соглашается купаться и без капризов вылезает из воды,

- делится игрушками,

- съедает «волшебное» лекарство,

- познает окружающий мир,

-  учится понимать и любить все живое,

- пробует сочинять свои собственные сказки,

- учится читать, считать, фантазировать, рисовать,

- знакомится с трудными правилами и понятиями,

- стремится стать лучше.

             Сказкой можно:

- вылечить,

- успокоить,

- поднять настроение,

- научить понимать другого, непохожего на тебя,

- оградить от бед,

- измерить настроение и самочувствие.

 

            Сказка может:

 

- помочь скоротать путь,

- познакомить с нравственными понятиями,

- сблизить родителя и ребенка, воспитателя и ребенка, более близкому общению, формированию коллектива

- заставить взяться за нелюбимое дело.

Как много может сказка! А что можем мы?

       Как надо общаться со сказкой?

- Рассказывать искренне и, не торопясь,

- знать, где, когда и зачем нужна та или иная сказка,

- рассказывать «в тему»,

- если не можете рассказывать, то читайте, не забывая смотреть ребенку в глаза,

- старайтесь не рассказывать (не давать) ребенку сказку, в которой есть «ужасы и кошмары». Берегите психику ребенка,

- старайтесь не комментировать сказку следующим образом: «Вот не будешь есть, тебя…». Не воспитывайте в ребенке страх,

- старайтесь не использовать сказку в корыстных целях,

- пусть сказка будет Вашим добрым помощником в воспитании умного, понимающего, доброго и сильного коллектива и каждого ребенка.

 

Играя со сказкой, учитывайте:

- настроение,

- желание,

- самочувствие,

- уровень развития ребенка.

 

Как можно поиграть со сказкой?

               Сказки – загадки.

Сказку можно видоизменить, превратив ее в загадку. Например, угадайте, о ком идет речь в этих сказках-загадках:

                          Сказка.

Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребется, мол , помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…

                           Сказка.

Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она за мной ухаживает. Я всегда читая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда, моя хозяйка очень, очень доверчивая. Из –а этого с ней происходят всякие неприятности…

                            Сказка.

Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги кот. У него ведь когти. Он исцарапал и порвал все мои стельки. Я, конечно понимаю, вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь…

 

           Сказки с заданиями.

Прочтите детям сказку и попробуйте выполнить задания.

 

                            Храбрый еж.

Стоял на столе ящик. Подошли звери к ящику, стали его осматривать, обнюхивать, облизывать.

А ящик-то вдруг – раз, два, три – и открылся.

А из ящика-то – раз, два, три – змея выскочила.

Испугались звери и разбежались.

Один еж не испугался, кинулся на змею и раз, два, три – загрыз ее

А потом сел на ящик и закричал: «Кукареку!»

Нет, не так! Еж закричал: «Ав-ав-ав!»

Нет, не так! Еж закричал: «Мяу – мяу – мяу»

Нет, опять не так! Я сама не знаю, как!

 

Задания.

 

1.Как кричат ежи?

2. У ежа есть родственники?

Закончи предложения, и ты узнаешь, почему елка, енот, клубок и медведь – родственники Ежа.

Елка – родственница ежа, потому что…

Енот – родственник ежа, потому что…

Клубок – родственник ежа, потому что…

Медведь – родственник ежа, потому что…

 

3.Какое слово здесь лишнее: еж, ерш, елка, енот. Почему?

 

                    Салат из сказок.

 

Игры со сказками помогут в развитии творческого воображения, научат анализировать, сочинять, рассказывать.

Воспитатель предлагает детям взять два слова – имена героев из разных сказок – и попробовать сделать их героями одной сказки.

Например: Снежная Королева и Снегурочка,

                    Дюймовочка и Мальчик с пальчик,

                     Незнайка и Чипполино ит.д.

 

             Смешные истории.

 

Воспитатель предлагает детям придумать героев сказок, которые бы носили смешные имена, а затем с их участием сочинить сказку.

Например:

-Жили на свете госпожа Плюшка и господин Дуршлаг…

- Встретились как-то на улице синьор Чайник и синьорита Крышка…

- Сударыня Свечка совсем случайно познакомилась с сударыней Спичкой…

И т.д.

               Сказки из разноцветных слов.

 

Игра поможет в развитии творческого воображения, фантазии и речи.

Воспитатель предлагает детям самим сочинить сказку, используя какой-либо из цветов.

 

Для примера можно зачитать сказку Иманта Зиедониса «Серая сказка» (стр. 241,Е.Ковадева, Е.Синицина «Готовим ребенка к школе»).

Вариантов преподнесения сказок детям огромное множество. Вы можете придумывать их сами.

Главное, использовать все это надо разумно и помнить : играя – не навреди.

Многие поколения людей выросли на сказках. Многие поколения  и народы сочиняли сказки, сеяли ими доброе, воспитывали детей на сказках.

 Сейчас появилось много современных сказок, в которых иногда на первый план выходит жестокость. Поэтому, подбирая сказки для детей, следует увидеть и понять, а чему же научит сказка, какую пользу она принесет ребенку.