ГБДОУ Детский сад №44

Дошкольный возраст – важный этап в жизни человека. В этом возрасте формируется устойчивый внутренний мир, происходит формирование личности. Одним из важных моментов в становлении личности является понимание своих эмоций и чувств. Эмоциональная сфера – важная составляющая в развитии дошкольников – общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны управлять своими эмоциями и понимать эмоциональное состояние другого.

В процессе развития ребенка происходят изменения и в его эмоциональной сфере – меняются его отношения с окружающими и его взгляды на мир, возрастает способность создавать и контролировать эмоции. Но эмоциональную сферу необходимо развивать. Не потерял актуальности описанный Л.С.Выготским феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувства), который наблюдался у современников и был связан с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, технологизацию жизни. И ребенок самый непосредственный участник этой жизни. Сегодня дети часто предоставлены сами себе, их «воспитателями» становятся компьютеры и телевизоры, общение со взрослыми и сверстниками сведены к минимуму, и как следствие снижается способность сочувствовать, сопереживать.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного образования, растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы, но основная их направленность на интеллектуальное развитие. Тогда как опыт консультирования, результаты диагностики уровня развития дошкольников, наблюдения за эмоциональными проявлениями детей показывают, что эмоциональная нестабильность, расстройства эмоциональной сферы чаще всего препятствуют гармоничному развитию ребенка.

Для нормального развития ребенка необходимо согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. (Л.В. Выготский, А.В.Запорожец)

К. Изард писал: «Эмоции энергизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

Е.И. Янкина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития.

У детей с эмоциональными нарушениями преобладают отрицательные эмоции: горе, гнев, страх, стыд и др. У них имеется высокий уровень тревожности, положительные эмоции проявляются редко. В связи с чем возникает необходимость контроля за эмоциональным развитием детей и применения психокоррекционных программ.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с пяти лет. Они усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, в игровой форме решаются эмоциональные проблемы, получают выход естественные положительные и отрицательные эмоциональные проявления, обучаются управлять широким спектром эмоций и чувств, интегрируют негативный эмоциональный опыт, учатся находить выход из проблемных ситуаций.

Взрослые по-разному смотрят на детей. Одни любят их общество, другие видят детей в нереально розовом свете, третьих чарует младенец, но возмущают растущие независимость и своеволие малыша. По-моему, огромная роль взрослых в жизни детей является неисчерпаемой темой. Дети, как и взрослые, очень разные в своих склонностях и неприязнях, в отношении к новым или трудным ситуациям, в своих способностях и восприимчивости

Для детей взрослые – это источник и хорошего и плохого влияния на их юную жизнь. Те, кто любит детей и заботится о них, постепенно открывая для себя мир ребенка и постоянно делая поправки на присутствие малыша, могут сделать его детство счастливым, а развитие полноценным.

Я заметила, что для ребенка очень важно, считают ли себя взрослые активными участниками его жизни или же пассивными наблюдателями.

Активное участие – не обязательно вмешательство и контроль, скорее это отношение, при котором взрослый проявляет себя чутким и готовым приспособиться к миру ребенка человеком. Это означает, что иногда родители и педагоги должны приходить к выводу, что им, а не их подопечному следует перемениться, да еще и в большей мере.

Для ребенка старший – неисчерпаемый источник знаний, которые нужно донести до малыша, чтобы заинтересовать его.

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг.

Организация различных физических упражнений и подвижных игр, в свою очередь, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, помогает укреплению воли, самостоятельности. Возникновению и проявлению товарищеских чувств, желание прийти на помощь друг другу.

В наше время особенно значима проблема здоровья детей, и решать ее надо, начиная с младенческого возраста. Поэтому в работе с малышами самое серьезное внимание необходимо уделять развитию двигательной активности.

Однако, кроме охраны здоровья и воспитания и обучения ребенка, необходимо приложить максимум усилий на обеспечение условий для бодрого настроения и уравновешенного поведения детей.

Что для этого нужно? В равной степени существенны и соблюдение режима дня, гигиенический уход, создание благоприятной обстановки для разнообразной детской деятельности, в том числе и двигательной.

Движения приносят радость малышам, следовательно, оказывают самое положительное влияние на их психическое развитие, ориентировку в окружающем мире.

Благодаря движениям руки. Пальцев, ребенок познает свойства предметов. Зрительные, слуховые, тактильные раздражители побуждают его к тому ли иному движению.

Очень важно в физическом воспитании малышей не задерживаться на том, то уже усвоено, и постепенно повышать требования к нему, пользуясь присуще этому возрасту интересом к новому и стремлением овладевать более сложными движениями и нормами взаимоотношений с окружающими взрослыми и детьми.

От взрослого во многом зависит физическое, умственное и психическое развитие ребенка, его благополучие. Отсюда следует, что любая совместная деятельность с детьми должна быть эмоционально окрашенной, увлекательной, развивающей.

Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие малышей. Здесь ему также необходимо общение со взрослым, которое способствует развитию мышления и речи ребенка, проявлению его познавательной активности. Однако не стоит ставить знак равенства между умением говорить и умственными возможностями ребенка, хотя речь имеет прямое отношение к мышлению.