ГБДОУ Детский сад №44

Рекомендации для родителей

«Дидактические игры, развивающие фонематический слух»

Воспитатель: Карпова Е.В.

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим – это звуки. Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из звуков. Звуком слово начинается, звуком и заканчивается. В середине слова тоже звуки. У каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень богаты: у них несколько портретов букв. Есть буквы – загадки: портрет один, а звук совсем другой. Чтобы во всем разобраться, надо научиться слушать и слышать звуки.

Есть физиологический слух – это умение слышать звуки окружающего мира: шум ветра, скрип двери, пение птиц, гудок автомобиля, музыку.

А есть фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

Недостаточное развитие фонематического слуха, тормозит процессу звукообразования у детей, а в последствии, дети плохо справляются со звуковым анализом и синтезом слов в школе, что приводит к ошибкам на письме. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят правильно. При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и помощь родителей, педагогов и логопеда. На помощь придет дидактическая игра.

Дидактическая игра имеет две цели: обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребенок. Это разновидность игр с правилами, специально созданными взрослыми. В игре детей, прежде всего, увлекает игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство удовлетворения. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребенок выполняет дидактическую задачу. Дидактическая игра имеет и определенный результат, который является финалом игры, где подчеркиваются достижения каждого ребенка, а для педагога результатом является показатель успеха детей в усвоении знаний и умений

В какие игры можно поиграть с ребенком дома? Здесь представлены некоторые дидактические игры на развитие фонематического слуха, в которые можно поиграть с ребёнком. За этими играми можно не только весело и интересно скоротать время, но и провести это время с пользой.

Дидактическая игра: «Что сказали звери? ».

Материал: корова, курица, кошка, мышка.

Что сказала корова? – му. Назови первый звук.

Что сказала курица? – ко. Назови первый звук.

Что сказала кошка? – мяу. Назови последний звук.

Что сказала мышка? – пи. Назови последний звук.

 

Дидактическая игра: «Загадка».

Покажи мне два пальчика. С какого звука начинается слово «два»?

Покажи три пальчика. С какого звука начинается слово «три»?

Услышишь в словах звук «Д» – подними два пальчика.

Дом, изюм, дети, мак, дыня, море, дуб

Услышишь звук «Т» – подними три пальчика.

Торт, мышь, рама, куст, тигр, заяц, трюм.

Дидактическая игра: Гуси и куры.

Как разговаривают гуси? – га-га-га.

Как разговаривают куры? – ко-ко-ко.

По команде «Гуси» – выбери картинки со звуком «Г».

По команде «Куры» – выбери картинки со звуком «К».

Дидактическая игра «Поймай звук».

Слушай стихотворение и хлопай в ладоши каждый раз, когда услышишь звук «С».

Плачет киска в коридоре,

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.